вторник, 29 сентября 2015 г.

Cиндром первоклассника

Подходит к концу первый месяц обучения. Можно подвести итоги. Мы научились здороваться, познакомились с одноклассниками, нашли друзей по интересам. До сих пор не научились слушать учителя и выполнять поставленную задачу. Примерно половина класса понимает как и что нужно делать на уроках, а вот вторая половина не мотивирована учиться. Очень трудно приходится мне при объяснении на уроках нового материала. Приходится неоднократно повторять одно и тоже , а потом ещё бегать по классу и  показывать в тетради. Внимание ребят на низком уровне. Мои просьбы по организации учебного процесса выполняют не все.
Большинство ребят поняли, что школа - труд, возникла озабоченность : "Справлюсь или нет?". Главным виновником в том, что не получается, дети и родители называют учителя. Хотелось бы помочь нам всем, объяснить причины этого. Предлагаю вам познакомиться со статьёй, она поможет понять причины усталости наших детей.

Синдром первоклассника

Всего месяц назад малыш, нарядный и счастливый, в первый раз переступил порог школы. Он был полон ожиданий и радужных надежд, желания учиться. Но вдруг все изменилось… ребенок плачет и отказывается идти в школу.
Такое случается не так уж и редко. Малыш замыкается в себе или наоборот бурно выражает протест. «Я больше в школу не пойду!» - категорически заявляет первоклашка.

Взрослая жизнь

Первый класс, в особенности первые дни и недели, проведенные в школе, останутся в памяти малыша надолго. И опыт, который он приобрел в эти дни, во многом повлияет на его дальнейшую жизнь. Так утверждают детские психологи.
В жизни шестилетки еще не было момента, когда бы так кардинально менялась жизнь. Возможно, определенные трудности были, когда кроха пошел в детский сад. Но там относились к нему, как к ребенку – помогали зашнуровывать ботинки, застегивать на рубашке пуговички… 
А тут малыш стал взрослым. На место привычного «хочу» встало бескомпромиссное «надо». Надо вставать в определенное время, надо тихо сидеть весь урок, надо слушать учительницу, надо делать уроки, и самому завязывать злополучные шнурки … Вся его жизнь теперь подчинена этому слову. Уже только от этого многие детишки испытывают стресс. Не говоря уже о новой непривычной обстановке, одноклассниках, учительнице…
Нередко больший стресс испытывают так называемые домашние дети, которые и в детский сад толком не ходили. Говоря языком психологов, у них ниже коммуникативные навыки и организованность. Им бывает сложно адаптироваться в большом коллективе. Попадая в непривычную обстановку, они бояться учителя, боятся выглядеть смешными, сделать что-то не то и не так.
Впрочем, от стресса не застрахованы и детсадовские дети. К концу первого месяца обучения эффект новизны пропадает. Дети понимают, что школа – это надолго. 
Вот и происходит такая странная штука – через месяц у первачков наступает нервный срыв – это, так называемый «синдром первоклассника». 

Откуда он берется?

Причин у этого нервного расстройства может быть много: от страха отвечать перед целый классом, до нелюбви к учителю.
Проявляется «синдром первоклассника» у всех по-разному. Одни детки начинают капризничать и закатывать истерики, у других немеют руки, у третьих не прекращается кашель или дергается глаз. Таким образом организм малыша реагирует на стресс, которым для него является поход в школу.
Потому так важно в первые месяцы обучения быть предельно внимательным к ребенку. Ничего страшного в этом синдроме нет, со временем он обязательно пройдет. Но чтобы он не просто прошел, а прошел бесследно (для психики малыша), родителям придется постараться.
И в первую очередь, как это ни странно, нужно обратить внимание не на ребенка, а на себя.

Равнение на…

Одно из самых распространенных заблуждений родителей: "наш ребенок - гений". И они изначально предъявляют к малышу повышенные требования. 
Несмотря на то, что первачкам учителя оценки не ставят, эти оценки выставляют родители. Невзначай брошенные фразы, типа «а у Ирочки получилось лучше», «почему Артем может, а ты нет?» - задевают ребенка. Он понимает, что он не дотягивает, не оправдывает ожиданий родителей. 
У ребенка не специально получаются кривыми палочки, не выходят правильно крючки, да и вовремя руку он не успевает поднять не специально. А вокруг более смышленые и быстрые одноклассники. Их хвалит учитель. Их в пример ставит мама. Что же произошло? Почему еще вчера и родители, и бабушки восхищались любыми достижениями крохи, а теперь его успехи подвергаются сомнению?
Не напоминаете ли вы себе подобных родителей? Не требуете ли сразу от малыша головокружительных успехов? Ведь подобные замечания могут стать для малыша последней каплей и он, не выдержав гнета ответственности, сорвется.

В чем причина?

Если же вы сознательные родители и стараетесь всеми силами поддерживать, ободрять первачка, но «синдром первоклассника» налицо, то надо разобраться, что стало причиной его возникновения. Вот самые распространенные из них:

1) Усталость

Ранний подъем, быстрый завтрак, нагрузка в школе… Это все может стать причиной физической усталости. А к ней прибавляется и психологическая: обязанность тихо сидеть целый урок, отвечать перед классом… 
Чтобы малыш скорее адаптировался к новым условиям, он должен четко соблюдать режим дня. Если раньше он был, что называется, в свободном полете: ложился, когда хотел, вставал, когда просыпался, то теперь у него должен быть строгий распорядок дня. 
Если малыш привык спать после обеда, постарайтесь сохранить эту привычку хотя бы до окончания первого класса.
В распорядке дня обязательно должно быть отведено время для прогулок и активного отдыха.
Чтобы малышу было легче адаптироваться к новому режиму, будите его чуть раньше положенного времени (дайте ему несколько минут «раскачаться»). Вечером перед сном почитайте книгу, а не смотрите телевизор.
Чтобы кроха не переутомлялся, не перегружайте его секциями. Объять необъятное невозможно, выберите максимум пару внеклассных занятий. Еще будет время пойти «в драмкружок, кружок по фото…». 

2) Сложности в отношениях с одноклассниками
Если пока кроха никак не может наладить контакт с одноклассниками, не стоит сразу думать о переводе его в другую школу. Период «притирки» порой длится полгода. Однако помочь малышу адаптироваться надо обязательно.
Подружиться за ребенка с Васей или Петей вы не можете. Но в ваших силах объяснить ребенку, что все люди разные и нужно научиться принимать их такими, какие они есть. В случае конфликта постарайтесь выслушать обе стороны, а не огульно обвинять или оправдывать детей. Поддержать малыша, без сомнения, важно. Но еще важнее научить его выживать в коллективе и не просто общаться, но и получать удовольствие от общения со сверстниками.

3) Негативное отношение к учителю.
Некоторые детки сразу же влюбляются в своих учителей (чем нередко вызывают ревность родителей, потому что мнение Марьиванны вдруг становится важнее маминого и папиного). Но другие малыши начинают сначала бояться, а потом и тихо ненавидеть учительницу.
Узнайте у ребенка, что его тревожит, постарайтесь докопаться до сути проблемы. Если самостоятельно ничего решить не удастся, сходите к учителю. Объясните, чего ваш малыш боится и постарайтесь вместе с педагогом найти пути решения проблемы.
В случае, если и это не поможет решить вопрос, переводите малыша в другой класс или другую школу. Ведь если психологическую антипатию преодолеть не удастся, то кроме ненависти к учебе и страха идти в школу, вы ничего не добьетесь.
Первые месяцы учебы очень важны и для взаимоотношений родителей и ребенка. Сейчас главное - не растерять доверие. Очень хорошо, что кроха делится с вами, значит, он не только ищет вашей поддержки, но и ценит ваше мнение. Не растеряйте это доверие! Помогите первоклашке привыкнуть к статусу школьника.
(Статья находится на сайте http://agulife.ru/)

Комментариев нет:

Отправить комментарий